Лукашенко запряг ЕАЭС в индустриальную тройку

пн, 02/16/2015 - 03:21
Евразийский экономический союз

Как известно, с 1 января Белоруссия приступила к председательству в Евразийском экономическом союзе и сразу же отличилась достаточно амбициозным планом, который был предложен Александром Лукашенко на момент председательства его страны в ЕАЭС. Белорусский лидер считает, что необходимо в максимально сжатые сроки создать условия для индустриализации в трех странах объединения, чтобы две ведущие экономики ЕАЭС перестали так сильно зависеть от нефти. Эксперты, анализирующие возможности для индустриального евразийского прорыва отметили, что план Александра Лукашенко актуален, но возможности Казахстана, России и Белоруссии в сжатые сроки перейти на индустриальные рельсы, остаются ограниченными.

 

Что у Лукашенко на уме?

Напомним, что приступая к председательству в ЕАЭС Александр Лукашенко, обратился к своим коллегам по Союзу и обозначил основные задачи, которые стоят перед евразийцами на начальном этапе формирования Союза. Среди них он назвал принятие мер по скорейшему переходу к согласованной, а в перспективе и к единой промышленной и агропромышленной политике, ускорение и принятие основных направлений промышленного сотрудничества в рамках Союза. Также он отметил необходимость обеспечения начала функционирования с 1 января 2016 года единых рынков лекарственных средств и медицинских изделий, предложил начать практическую реализацию положений Договора, предусматривающего совместные действия по развитию экспорта. По его словам важное значение имеет выработка концепций формирования общих рынков электроэнергии, газа, нефти и нефтепродуктов.

Тонко Александр Лукашенко намекнул и на не совсем оправданную политику Москвы по защите своего рынка от реэкспорта товаров с территории Белоруссии. «Предлагаем выработать действенные механизмы функционирования Евразийского экономического союза в условиях применения одним из государств–членов односторонних мер защиты рынка в отношении третьих государств. Особое внимание необходимо уделить вопросам координации взаимодействия в сфере санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер, защиты прав потребителей», - заметил белорусский лидер. Таким образом, Минск послал сигналы в Астану и Москву, что для него в рамках ЕАЭС в первую очередь будет важна программа индустриализации, при этом нельзя не отметить, что в силу отсутствия нефти у Белоруссии Лукашенко уже не первый год переводит экономику своей страны на промышленные рельсы. Что в свою очередь, надеясь на большие цены на энергоресурсы, не столь охотно делали в Москве и Астане.

Условия для внешней, а не внутренней конкуренции Директор минского Центра стратегических и внешнеполитических исследований Арсений Сивицкий сказал Kursiv.kz, что одним из главных мотивов участия Беларуси в евразийских интеграционных процессах являлось углубление промышленной кооперации и выработка единой промышленной политики. Поэтому программа председательства Беларуси в ЕАЭС явилась совершенно логичной и ожидаемой, исходя из ее интеграционных приоритетов, так как она рассматривает свое участие в ЕАЭС как ресурс для модернизации и повышения конкурентоспособности национальной экономики. В нынешних условиях это невозможно без организации инновационного и технологического развития в Казахстане, России и Белоруссии, в основе которого лежит углубление производственной кооперации и создание так называемых евразийских транснациональных корпораций. Их создание позволит объединить усилия на внешних рынках и не конкурировать друг с другом на внутреннем рынке ЕАЭС. Собственно говоря, создание евразийских ТНК – это и есть вариант реализации единой и скоординированной промышленной политики. Или тогда нужно договариваться о квотах, но это наименее предпочтительный вариант.

Эксперт заметил, что задачи, поставленные белорусской стороной, звучат очень амбициозно. Готовых, устраивающих все стороны решений нет, но очевидно, что только слаженная совместная работа со своими партнерами по ЕАЭС позволит их успешно решить. «Еще одним инструментом, стимулирующим промышленную кооперацию в рамках ЕАЭС, могут стать совместные научно-технические программы. Опять же здесь имеется серьезный опыт аналогичных программ в рамках Союзного государства, благодаря которым у Беларуси появился собственный спутник и был создан белорусско-российский суперкомпьютер «Скиф».

В процессе подготовки Договора о ЕАЭС белорусской стороной предлагалось прописать в тексте форматы научно-технологической и промышленной кооперации. Однако российская и казахстанская стороны не поддержали предложение. Сегодня становится очевидным, что тот синергетический эффект от слияния экономик, который мы наблюдали на старте Таможенного союза и Единого экономического пространства в 2010 – 2012 годах практически себя исчерпал. Мы за последние годы наблюдаем снижение товарооборота между участниками ЕАЭС. Это свидетельствует о том, что только лишь синхронизации экономических политик и создания пространства «четырех свобод» недостаточно для успеха евразийского проекта.

В частности, для усиления индустриализации и инфраструктурного развития сторонам необходимо будет сформировать, согласовать и утвердить перечень евразийских инфраструктурных проектов; перечень евразийских транснациональных корпораций, объединяющих активы участников интеграции; и перечень технологий 5–го и 6–го укладов, которые должны быть освоены и локализованы на территории Евразийского экономического союза совместными усилиями его участников. Эти три документа должны стать программой работы Евразийского союза в обозримой перспективе на 10-20 лет», - заметил г-н Сивицкий.

Главное, чтоб Казахстан «не проспал» промышленный прорыв Депутат парламента РК Айкын Конуров подчеркнул, что инициатива белорусов по индустриализации в рамках ЕАЭС, как нельзя кстати. Союз, где ключевым потребителем всего является Россия, нацелен на импортозамещение, что в условиях санкций против РФ, имеет хорошие перспективы для создания индустриальных проектов внутри с гарантированным спросом. Если удастся создать баланс и проекты индустриализации будут просчитаны и внедрены с точки зрения здравого смысла - без перетягивания ради сиюминутных выгод, то Казахстан может сделать мощный рывок.

Он считает, что единая промышленная политика ЕАЭС позволит не создавать друг другу конкуренцию, а наоборот, позволит разделить направления с точки зрения экономической и политической целесообразности. «В ЕАЭС и ТС должны очень ответственно отнестись к планированию. Также, считаю, что назревает банковская реформа, которая должна банковский сектор превратить из доминанта в сервисный сегмент нацеленый на рост реального сектора. С учетом того, что уже достаточно много желающих вступить в ЕАЭС, то его внутренний рынок будет расширяться и становиться все более привлекательным, со всеми вытекающими отсюда положительными моментами для участников.

Главное чтобы казахстанское правительство, квазигоссектор и НПП не "проспали" возможности для развития, как это произошло с теми же детскими автокреслами, когда все всё знали и никто не оказался к этому готов. В итоге маржа ушла их производителям из Китая и России, а не нашим», - заметил Айкын Конуров.

 

Будет ли единый рынок?

Политолог, директор Центра проблем европейской интеграции Юрий Щевцов сказал Kursiv.kz, что в основе всех предложений Беларуси желание закрепить на деле провозглашенные в Таможенном союзе принципы единого рынка. Убрать скрытые и открытые изъятия. Сейчас их крайне много, они мешают развитию, прежде всего перерабатывающей промышленности. В Беларуси считают, что действительно равный доступ к общему рынку стран Евразийского союза стимулирует рост перерабатывающей промышленности и в России, и в Казахстане. Это уже проверено в ходе развития союзного государства РФ и Беларуси. А такая промышленность лежит в основе экономики Беларуси. Вся минская активность по развитию промышленности евразийского союза направлена на это: убрать скрытые и явные изъятия из ТС.

С другой стороны, в Союзном государстве отработана достаточно эффективная модель стимулирования отдельных программ по развитию технологий и научных исследований в интересах промышленности. Эту модель в какой-то форме Минск и хотел бы видеть и в Евразийском экономическом союзе.

 

Пережить кризис в одиночку

Руководитель Белорусской группы развития, председатель Наблюдательного совета Центра стратегических и внешнеполитических исследований Юрий Царик считает, что принимая во внимание резкое сжатие внутреннего рынка ЕАЭС, а также обострение конкуренции на внешних рынках, задача сохранения и наращивания производственных мощностей в обрабатывающей промышленности требует принятия политических решений в организации промышленного развития. Важную роль здесь играют и санкции, против России, которые ограничивают доступ производителей к новым технологиям. На этом фоне велика вероятность того, что национальные правительства стран-участниц ЕАЭС начнут разрабатывать и реализовывать антикризисные стратегии изолированно друг от друга. В Казахстане это уже сделано, а вот Беларусь и Россия еще не определились.

«Сценарий «выплывания» из кризиса по одному теоретически может укрепить ЕАЭС в макроэкономическом плане, но при этом совершенно точно подорвёт дееспособность союза в долгосрочном плане. Это связано с фактическим наращиванием гетерогенности производственных цепочек и сокращением пространства промышленной кооперации, что будет неизбежным следствием несогласованных национальных индустриализаций. Следует понимать, что этот сценарий весьма привлекателен для Беларуси и Казахстана в краткосрочном плане.

В частности, Астана уже обозначила свою готовность выступить посредником в трансфере технологий из Украины и стран Запада в Россию, что может принести Казахстану хорошую ренту. Другим источником технологий и продукции станкоинструментальной отрасли, готовым «взять» освобождающийся рынок, является Китай. Однако очевидно, что без воссоздания и развития собственной технологической базы невозможно создание несырьевой экономики стран ЕАЭС. Именно поэтому остро необходима не просто общая промышленная политика участвующих государств, позволяющая стимулировать рост производства в сложных кризисных условиях, но и определение основных направлений и конкретных проектов промышленного сотрудничества в рамках Союза. Фактически это позволит определить области приоритетной промышленной кооперации сконцентрировать ресурсы на них», - отметил он.

 

Нужен фонд ЕАЭС

Арсений Сивицкий сказал Kursiv.kz, что нельзя забывать, что недавно в ЕС анонсировали создание Европейского фонда стратегических инвестиций с бюджетом $380 млрд, Китай для реализации собственной интеграционной инициативы Экономического пояса Великого шелкового пути создает Фонд Великого шелкового пути с бюджетом $40 млрд и Азиатский банк инфраструктурных инвестиций в $100 млрд. В рамках ЕАЭС также необходимо создавать подобный фонд для финансирования стратегических проектов, призванных стимулировать индустриальное и инфраструктурные развитие. «Думаю, белорусская сторона также продолжит работу по налаживанию диалога между ЕС и ЕАЭС. Напомню, что по инициативе Беларуси в Минске 26 августа прошлого года состоялся саммит Таможенный союз – ЕС – Украина, во время которого также обсуждались вопросы будущего взаимодействия между двумя интеграционным образованиями. Все мы прекрасно понимаем, что в условиях геополитической напряженности с западными странами, а также негативной конъюнктуры на внешних рынках, евразийские интеграционные процессы вряд ли будут успешными», - заключил он.

 

Скромные результаты первой пятилетки индустриализации в РК

Первая программа индустриализации Казахстана началась в 2008 году и продолжалась до 2013 года. За это время объем производства машиностроения увеличился более чем в 2,8 раза с 301,4 млрд тенге в 2008 году до 853,9 млрд тенге в 2013 году. Реальный рост с 2008 по 2013 год составил 175,1%. Валовая добавленная стоимость в отрасли выросла в 1,5 раза, в 2008 г. 158,1 млрд тенге, в 2013 г 233,4 млрд тенге. Производительность труда увеличилась в 2,2 раза к уровню 2008 года и составила 24,3 тыс долларов в 2013 году. В 2013 году объем инвестиций в основной капитал отрасли составил 47,5 млрд тенге, что в 3,4 раза больше чем за 2008 год. Если в 2008 году машиностроение Казахстана было представлено 3 основными подотраслями, то в 2012 году машиностроение уже представлено 6 основными сегментами: производство автотранспортных средств; ремонт и установка машин и оборудования; производство электрического оборудования; производство электронной и оптической продукции.

Источник: Курсив.KZ