Беларусь–Китай. Стратегическое партнерство

вс, 06/28/2015 - 23:00

Пока в России только намечаются контуры будущего сопряжения Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути, Беларусь уже превратился в стратегический узел Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП) и Морского шелкового пути ХХI века («Пояс и путь»). Об этом было заявлено по итогам визита Председателя КНР Си Цзиньпина в Минск, проходившего 10 — 12 мая. Сегодня для этого существуют все основания, однако для того, чтобы воспользоваться всеми преимуществами от участия в ЭПШП Беларуси предстоит еще провести немалую работу над собой.

Концепция «Пояса и пути» призвана возродить и развивать дух своего исторического предшественника — древнего шелкового пути, углубляя торгово-экономические связи Китая с экономиками государств Евразии. И именно участие Беларуси в ЭПШП было главным вопросом повестки дня белорусско-китайских переговоров. Поэтому по итогам официальных переговоров белорусского президента Александра Лукашенко и Председателя КНР Си Цзиньпина в Минске лидерами двух государств был подписан Договор о дружбе и сотрудничестве между Беларусью и КНР, в котором, в частности, отмечается, что Беларусь и Китай на основе взаимной выгоды и общей пользы договорились совместно продвигать создание экономического пояса Великого шелкового пути и расширять сотрудничество в торгово-экономической, финансовой, инвестиционной, научно-технической, энергетической, космической, транспортной, информационно-технологической, сельскохозяйственной, гуманитарной и других сферах во имя поддержанию мира, безопасности, стабильности в регионе Евразии.

Общий портфель белорусско-китайских договоренностей и совместных проектов составил около 18 млрд. долларов. Большую часть китайского финансирования и кредитных ресурсов планируется пустить на реализацию инфраструктурных и промышленных проектов, прежде всего в рамках Китайско-белорусского индустриального парка «Великий камень», а также на развитие малого и среднего бизнеса в Беларуси. Однако предыдущий опыт белорусско-китайского сотрудничества, когда Беларуси была предоставлена кредитная линия в 15 млрд. долларов, продемонстрировал неготовность белорусской стороны формулировать и реализовывать масштабные проекты. В свою очередь, несмотря на высокий уровень политических отношений, Беларусь явно не входила в число приоритетных внешнеэкономических направлений для Китая.

Сейчас же ситуация кардинальным образом поменялась. И главной причиной этому — украинский кризис и его глобальные последствия, сказавшиеся, в том числе и на интересах КНР.

По оценке Председателя КНР Си Цзиньпиня, Беларусь является важным стратегическим узлом, находящимся в центре Европы и обладает уникальными преимуществами для развития ЭПШП. Эта роль Беларуси особенно возрастает в контексте существенной дестабилизации военно-политической ситуации в Украине, которая ранее также рассматривалась в качестве одного из стратегических узлов в рамках концепции ЭПШП и Морского шелкового пути ХХI века. Украинский кризис внес существенные коррективы в реализацию данной концепции. Китай был вынужден заморозить, а в некоторых случаях и вовсе отказаться от своих масштабных проектов (индустриальный парк и глубоководный морской порт в Крыму) в связи с непризнанием присоединения Крымского полуострова Россией.

В этом контексте Китай перенес свое внимание с Украины на Беларусь как на более стабильное и предсказуемое государство. Именно поэтому за последний год можно наблюдать серьезную активизацию белорусско-китайского сотрудничества, особенно в рамках Китайско-белорусского индустриального парка «Великий камень». По итогам государственного визита Председателя КНР было объявлено, что «Великий камень» является жемчужиной китайской концепции «Пояс и путь», что подчеркивает стратегический характер данного проекта для китайской стороны. Развитая железнодорожная, автомобильная инфраструктура, а также небольшая отдаленность от прибалтийских и черноморских портов, будет способствовать тому, что Беларусь в скором времени превратится в крупный транспортно-логистический узел в рамках экономического пояса Великого шелкового пути, а оптимизация сотрудничества с прибалтийскими и черноморскими портами позволит Беларуси подключится и к Морскому шелковому пути ХХI века. И это уже практически неизбежно. Китайская компания China Merchants Group, работающая в области транспорта и логистики, недвижимости и финансов, планирует построить на территории Китайско-белорусского индустриального парка «Великий Камень» логистический центр с объемом инвестиций 500 млн. долларов. Эта же компания недавно подписала меморандумы о сотрудничестве с Клайпедским портом, Литовскими железными дорогами и Каунасской свободной экономической зоной. Поэтому в случае успешной реализации проекта, это придаст импульс развития транспортно-логистической инфраструктуре всего региона.

Таким образом, визит Председателя КНР в Минск продемонстрировал действительный стратегических характер всестороннего партнерства между Беларусью и Китаем, а также наметил амбициозную повестку будущего сотрудничества, способную потенциально оказать существенное влияние не только на Беларусь, но и на весь регион в целом.

И тот факт, что в ходе визита была достигнута договорённость о взаимодействии Минска и Пекина по вопросам, затрагивающих национальные интересы, национальную безопасность и суверенитет, а также была обозначена позиция Китая, который выступает против любого внешнего вмешательства во внутреннюю политику Беларуси, поддерживает усилия белорусских властей по защите государственной независимости, суверенитета, территориальной целостности, дополнительно свидетельствует о важности белорусского направления во внешней политике КНР. А испытания белорусско-китайской РСЗО «Полонез» в Китае, а также проведенные 15 — 27 июня на базе 38-й отдельной мобильной бригады в Бресте совместные белорусско-китайские антитеррористические учения «Стремительный орел — 2015» призваны закрепить стратегический характер отношений во всех сферах, включая безопасность и оборону.

Арсений Сивицкий, директор Центра стратегических и внешнеполитических исследований
Источник: Информационно-аналитический портал Союзного государства