Арсений СИВИЦКИЙ: "Азербайджан уже готовится к этому внешнеэкономическому шоку"

вс, 08/16/2015 - 03:00

На вопросы echo.az отвечает директор Центра стратегических и внешнеполитических исследований (Минск, Беларусь)

- Как вы оцениваете нынешний уровень развития азербайджано-белорусских отношений?

- Сегодня сотрудничество между Беларусью и Азербайджаном развивается достаточно активно. Наши страны ведут политический диалог на всех уровнях. К тому же отношения между Беларусью и Азербайджаном носят характер стратегического партнерства.

Стороны традиционно поддерживают друг друга на международных площадках, в том числе в ООН и ОБСЕ, по линии Восточного партнерства.

В настоящее время между Беларусью и Азербайджаном реализуются мероприятия по выполнению программы долгосрочного социально-экономического сотрудничества до 2015 года.

По итогам первого полугодия 2015 года товарооборот между нашими странами составил 193,9 млн. долларов, при этом белорусский экспорт в Азербайджан составил 192,7 млн.

Основными белорусскими экспортными позициями в Азербайджан являются: изделия из дерева, тракторы, части и принадлежности для автомобилей и тракторов, молоко и молочные продукты, двигатели, лекарственные средства, изделия из черных металлов.

Сегодня в Азербайджане реализуется ряд совместных проектов в области промышленной кооперации: созданы сборочные производства тракторов, грузовых автомобилей, автокранов и лифтов.

Лидером белорусско-азербайджанского сотрудничества в области производственной кооперации является Гянджинский автомобильный завод. В планах также находятся проекты по созданию совместных производств автобусов, навесного оборудования, продукции Минского завода колесных тягачей, лекарственных средств....

- Есть ли какие-либо пробелы в двусторонних связях?

- В целом, между нашими странами никогда не было каких-либо серьезных проблем. Наоборот, Беларусь и Азербайджан всегда поддерживают друг друга.

Например, в 2010-2011 году Азербайджан поддержал Беларусь поставками нефти в то время, когда Минск и Москва не могли договориться об условиях нефтяного сотрудничества. Как показала недавняя встреча Александра Лукашенко и Ильхама Алиева в Баку во время Европейских игр, как таковых проблем между нашими странами не наблюдается.

Белорусский и азербайджанский лидеры обсудили актуальные вопросы развития белорусско-азербайджанских отношений и констатировали высокую динамику совместных проектов. Наши страны имеют амбициозные планы по дальнейшему наращиванию торгово- экономических отношений.

Как показал прошлый и нынешний год, наши торгово- экономические отношения развиваются очень динамично, даже несмотря на неблагоприятную мировую конъюнктуру.

- А теперь хотелось бы непосредственно перейти к ситуации в регионе. На ваш взгляд, можно ли ожидать какие-либо изменения в ближайшем будущем?

- В целом, регион, безусловно, будет находиться под влиянием процессов, которые сейчас происходят на Ближнем Востоке. Во-первых, они обусловлены заключением соглашения по иранской ядерной программе между Ираном и "шестеркой" мировых держав. Снятие в перспективе экономических и политических санкций с Ирана приведет к увеличению веса этого государства в региональных и глобальных делах.

Иран, получив доступ к своим замороженным активам и мировым рынкам, сможет более активно проводить свою внешнюю политику. Несмотря на безусловный позитив для мира от заключения сделки с Ираном, к сожалению, в среднесрочной перспективе это может привести к усилению противостояния между Ираном и шиитским миром, с одной стороны, Саудовской Аравией, суннитским миром и Израилем, с другой. Поэтому военно-политическая ситуация будет оставаться достаточно напряженной.

К этому обстоятельству добавляется и беспрецедентная региональная и глобальная активность негосударственных акторов, прежде всего "Исламского государства".

Отсутствие единства среди международного сообщества в вопросе борьбы с "Исламским государством", как и отсутствие единых подходов к решению региональных проблем, например, сирийского и йеменского кризисов, также не способствует снижению региональной напряженности, которая в конечном итоге имеет глобальные последствия.

Так, несмотря на активные консультации между Вашингтоном, Тегераном, Москвой, Эр-Риядом и Анкарой по региональным проблемам, неспособность придти к общему видению их решения накладывает свой отпечаток на сотрудничество по другим вопросам, например, по украинскому кризису, если говорить о США и России.

- Как вы считаете, как скажется снятие санкций с ИРИ на странах региона, в частности на Азербайджане?

- Ожидается, что как только Иран выполнит основные условия подписанного в июле в Вене соглашения по иранской ядерной программе, начнется процесс отмены международных и национальных санкций.

Прежде всего наиболее существенное влияние будет иметь отмена ограничений на сотрудничество в энергетической сфере, то есть отмена эмбарго на поставки иранской нефти и газа.

Согласно прогнозам, выход иранской нефти на мировой рынок приведет к тому, что цена на "черное золото" опустится на уровень 40-45 долларов за баррель.

Поэтому это подорвет благосостояние государств-экспортеров нефти.

Насколько мне известно, в первоначальном проекте государственного бюджета Азербайджана на 2016 год базовая цена на нефть предусмотрена в размере 50 долларов за баррель. Поэтому Азербайджан уже готовится к этому внешнеэкономическому шоку.

Иран также заинтересован в экспорте газа на европейский рынок, однако это будет возможно только в среднесрочной перспективе, когда будут реализованы трубопроводные проекты, в которых будет участвовать и Иран. Иран уже выразил свою заинтересованность в подключении к газопроводным проектам TANAP и TAP.

Поэтому в какой-то степени Азербайджан и Иран будут выступать конкурентами на нефтяном и газовом рынках. Однако снятие санкций с Ирана также создают новые возможности для того, чтобы наладить сотрудничество в этих сферах, чтобы минимизировать риски этой конкурентной борьбы.

- На ваш взгляд, как дальше будет развиваться ситуация вокруг украинского кризиса?

- На данный момент на востоке Украины сохраняется достаточно напряженная военно-политическая обстановка. Несмотря на декларируемый отвод от линии разграничения тяжелого вооружения, и украинские вооруженные силы, и боевые подразделения "ДНР" и "ЛНР" применяют его.

Во время недавних переговоров в рамках Минской контактной группы ОБСЕ не удалось прийти к консенсусу по вопросам, связанным с созданием 30-километровой зоны безопасности и демилитаризации поселка Широкино, проект которого был согласован на уровне "нормандской четверки".

Поэтому, к сожалению, до сих пор сохраняется риск существенной эскалации напряженности, выполнение минских соглашений по сути находится в глубоком кризисе.

Хотя некоторые западные эксперты отрицают возможность начала полномасштабной наступательной операции со стороны "ДНР" и "ЛНР", такая возможность сохраняется, особенно в промежутке между сентябрем и ноябрем этого года.

Серьезное влияние на динамику конфликта окажут и результаты расследования инцидента с крушением малазийского "Боинга" под Донецком год назад. Если прямая вина будет возложена на "ДНР" и "ЛНР", а Россия будет обвинена в косвенной причастности, то это вряд ли скажется на деэскалации ситуации на востоке Украины.

- Есть ли у вас своей видение решения украинского кризиса?

- В условиях, когда минские соглашения не работают, в том числе по причине нежелания Москвы оказать жесткое давление на "ДНР" и "ЛНР", единственной альтернативой является проведение миротворческой операции ООН.

Дело в том, что минские соглашения даже не справились с задачей-минимум - заморозить конфликт. Главная же проблема минских соглашений заключается в том, что они не предполагают реального разграничения, разоружения, демобилизации и социальной реинтеграции (возвращение к мирной жизни) вооруженных группировок "ДНР" и "ЛНР".

Хотя с точки зрения практики разрешения вооруженных конфликтов - это необходимые условия. Минские соглашения этого не предполагают.

Именно поэтому для решения кризиса на востоке Украины необходима полноценная комплексная (многоплановая) миротворческая миссия под эгидой ООН, сочетающая в себе элементы военно-политической стабилизации и постконфликтного восстановления Донбасса.

Источник: Эхо http://www.echo.az/article.php?aid=87639