Социальные протесты в Беларуси: внешнеполитический аспект

пт, 02/24/2017 - 13:31

Продолжение. Начало здесь.

Протестные акции 17 и 19 февраля происходили в весьма специфическом внешнеполитическом контексте, главной особенностью которого является углубление кризиса в белорусско-российских отношениях.

Кто ещё был готов?

Имеется несколько важных аспектов произошедших в Беларуси протестов с точки зрения международного положения страны. Первый и главный аспект состоит в том, что в отличие от белорусских властей, российские власти были отлично подготовлены к протестам. Государственные и иные федеральные медиа отработали ситуацию с протестами весьма оперативно, профессионально и с распределением ролей.

Так, СМИ, нацеленные на зарубежную аудиторию, отрабатывали линию ошибочных действий властей и падения уровня жизни населения в Беларуси.

СМИ, нацеленные на массовую российскую аудиторию, помимо этих посылов, также обращали внимание на политическое содержание происходящего, транслируя традиционный российский нарратив о «повороте на Запад», «растущем национализме» и «повторении украинского сценария».

Либеральные СМИ ликовали по поводу «пробуждения белорусов» и новой «весны» в Беларуси.

Пророссийские мотивы были отмечены и непосредственно в ходе протестов: белорусское отделение российского «Национально-освободительного движения» призвало приходить на протестную акцию 17 февраля в Минске с «георгиевскими ленточками», а 19 февраля в ходе выступлений в Гомеле пророссийские высказывания звучали непосредственно от протестующих.

В целом конфигурация сил, вовлечённых в организацию и «раскрутку» протестов (их несанкционированной части) весьма напоминает ту конфигурацию, которая выстроилась в рамках политического процесса в 2010 году. Он, как известно, завершился крупнейшим политическим кризисом, тоже сыгравшим на руку российской стороне и затормозившим нормализацию белорусско-европейских отношений на несколько лет.

Кто выигрывает?

Не менее важным обстоятельством прошедших протестов (тоже напоминающим о событиях 2010 года) является то, что политический эффект произошедшего крайне выгоден Российской Федерации.

Выгодным для Москвы является имиджевое поражение Александра Лукашенко, который по странному стечению обстоятельств в момент протестов оказался в Сочи, причём, без надлежащего информационного сопровождения. Даже если такое «совпадение» связано с проведением важных переговоров и даже если эти переговоры окажутся успешными для Минска (хотя никаких предпосылок для этого нет), сложившаяся ситуация явно негативно скажется на уровне доверия к А. Лукашенко.

Выгодным для Москвы является и сам факт протестов. Независимо от реальных целей и установок организаторов активные протестные выступления расширяют возможности для дальнейшего наращивания конфликтной динамики в Беларуси, посредством управление которой российская сторона может попытаться решить стоящие перед ней стратегические задачи в отношении Беларуси. В этом смысле планы организаторов протестов организовать вторую волну выступлений 25 марта являются ещё более двусмысленными. Сочетание экономических протестов с возможными выступлениями под националистическими лозунгами в условиях разрозненности различных лагерей оппозиции несёт очень серьёзные риски выхода ситуации из-под контроля не только для властей, но и для самих протестующих. Причём, такой сценарий, опять же, полностью отвечает интересам российской стороны.

Выгодным для Москвы является и ход протестов, их «деполитизированность» на первом этапе в сочетании с направленностью лично против А. Лукашенко. С одной стороны, акцент на социально-экономических требованиях способствует расширению базы протестов, а также в определённой степени нейтрализует попытки властей опереться на нарратив суверенитета и национального единства в поиске нового основания легитимности. С другой стороны, жёсткая персональная нацеленность протестов против Лукашенко (как своеобразная замена политической программы), безусловно, полностью совпадает с приоритетами Москвы. Персонализация протеста позволяет, с одной стороны, усиливать давление на белорусского лидера, ослабляет его позицию в переговорах с Москвой. С другой стороны, в случае, если в обозримом будущем Москва решится пойти на реализацию сценария смены режима, нынешняя кампания против А. Лукашенко может заложить основание легитимности новой власти на той основе, что она будет «антилукашенковская».

Наконец, выгодным для Москвы является такой эффект протестов, как подрыв имиджа Беларуси на международной арене как стабильного в политическом плане государства. Способность Минска играть роль донора региональной стабильности и безопасности основывается как раз на этой политической стабильности. В данном контексте нельзя исключать, что резонансная провокация на переговорах контактной группы с участием российских активистов совсем не случайно произошла за два дня до начала протестных выступлений в Минске.

Конечно, переход белорусско-российского конфликта в открытую фазу теоретически мог бы способствовать, в свою очередь, и более активной открытой поддержке Беларуси со стороны стран Запада, и более энергичному движению А. Лукашенко в сторону Запада. Однако на практике в Москве прекрасно понимают дисфункциональное состояниевоенно-политической машины НАТО в условиях неразберихи в США и предвыборных интриг в Европе (во Франции и Германии). В этих условиях Кремль целенаправленно доносит до западных правительств мессидж о том, что Беларусь более не является стабильным и надёжным партнёром, и что после украинского опыта Европе ни к чему ввязываться в очередной крупный военно-политический кризис с участием России – на этот раз по поводу Беларуси. Кстати, случайно или нет, но с теми же оценками выступают и именитые западные эксперты.

Таким образом, случайно или нет, но главным бенефициаром уже произошедших протестов, а также анонсированных новых протестов может оказаться Российская Федерация. Имиджевое поражение белорусского руководства, связанное с неготовностью к протестным выступлениям, в обозримом будущем может обернуться крупными внутриполитическим и внешнеполитическим поражениями, которые резко ухудшат перспективы развития Республики Беларусь как суверенного государства.

Продолжение следует.

--------

*Обзор освещения протестов российскими СМИ основывается на наблюдениях Дениса Ивашина, опубликованных на его странице в сети Facebook.

 

Опубликовано на сайте "Наше мнение"