От создания к расширению

вт, 06/03/2014 - 05:26
От создания к расширению

До­го­вор о та­ком присоединении до­лжен быть раз­ра­бо­тан к 1 июня 2014 го­да.Тем вре­ме­нем правительство Республики Кыр­гыз­стан утвердило свою до­рож­ную кар­ту по присоединению стра­ны к Та­мо­жен­но­му со­ю­зу, а президент Алмазбек Атамбаев заявил 29 мая, что Бишкек хотел бы вступить в ЕАЭС уже 1 января 2015 года. Насколько это реалистично? Об этом рас­су­жда­ет независимый экс­перт по инфраструктурным про­ек­там Цент­раль­ной Евразии Ку­бат Рахимов.

Есть ряд проб­лем­ных мо­мен­тов, ко­то­рые де­ла­ют принятие до­рож­ной кар­ты сов­сем не таким ра­дост­ным событием, как хо­те­лось бы всем сторонникам евразийской интеграции. Преж­де все­го, до­рож­ная кар­та регламентирует по­ря­док присоединения Республики Кыр­гыз­стан к Та­мо­жен­но­му со­ю­зу. В то вре­мя как к мо­мен­ту ее выполнения, ве­ро­ят­но, дей­ство­вать на пост­со­вет­ском прост­ран­стве бу­дет уже Евразийский экономический со­юз. Это проб­ле­ма, по­то­му что ТС — это та­мо­жен­ные тарифы и технические стан­дар­ты, в то вре­мя как ЕА­ЭС — это це­лый комп­лекс механизмов, участ­во­вать в ко­то­рых по­сле выполнения до­рож­ной кар­ты Кыр­гыз­стан, по­лу­ча­ет­ся, не смо­жет. То есть Бишкек готовится к интеграции бо­лее низкого уров­ня, что яв­ля­ет­ся за­ве­до­мо ущербной позицией.

Да­лее — в до­рож­ной кар­те воп­ро­сы делитимации и демаркации границ помещены яв­но не в центр внимания. В то же вре­мя реалии Цент­раль­ной Азии сос­то­ят в том, что воп­рос о границах яв­ля­ет­ся одним из цент­раль­ных и са­мых ост­рых в регионе, осо­бен­но — в отношениях меж­ду Кыр­гыз­ста­ном и Таджикистаном, Кыр­гыз­ста­ном и Узбекистаном.

Важ­но понимать, что Республика Кыр­гыз­стан яв­ля­ет­ся пар­ла­мент­ской республикой, и все про­це­ду­ры вхождения в какие-либо интеграционные объединения и тем бо­лее внесения изменений в действующее за­ко­но­да­тель­ство тре­бу­ют очень больших за­трат нер­вов, времени и, ко­неч­но же, де­неж­ных средств.

На мой взгляд, евразийской «трой­ке» ну­жен зре­лый и от­вет­ствен­ный парт­нер, ко­то­рый изначально идет к стан­дар­там и па­ра­мет­рам интеграционного объединения бо­лее вы­со­ко­го уров­ня, то есть будущего Евразийского экономического со­ю­за. И это мо­жет произойти не ра­нее 2017 го­да, так как для выполнения всех необходимых требований без изъятий и исключений тре­бу­ет­ся вре­мя и весь­ма серь­ез­ные усилия парт­не­ров по подтягиванию КР до нуж­но­го уров­ня.

На пе­ре­ход­ный же период есть впол­не конк­рет­ный сценарий, ко­то­рый об­суж­да­ло экс­перт­ное сообщество. В его рам­ках Кыр­гыз­стан и Таджикистан по­лу­ча­ют осо­бый ста­тус ассоциированных чле­нов Та­мо­жен­но­го со­ю­за на пе­ре­ход­ный период, с определенными преференциями во взаимной тор­гов­ле. Од­нов­ре­мен­но соз­да­ет­ся так на­зы­ва­е­мый Евразийский пограничный со­юз, в ко­то­ром Россия и Ка­зах­стан по­лу­ча­ют пра­во на сов­мест­ную ох­ра­ну границ Кыр­гыз­ста­на и Таджикистана с сопредельными странами, обеспечивают модернизацию пограничной и та­мо­жен­ной инфраструктуры, бо­рют­ся с контр­аба­ндой, не­за­кон­ным обо­ро­том наркотиков, оружия и так да­лее. Ведь воп­рос безопасности юж­ных ру­бе­жей бо­лее ак­ту­а­лен, нежели прос­то ба­наль­ное та­мо­жен­ное администрирование на этих юж­ных и вос­точ­ных ру­бе­жах.

На­ко­нец, еще один важнейший, воз­мож­но, са­мый глав­ный мо­мент. На мой взгляд, инструменты Та­мо­жен­но­го со­ю­за яв­ля­ют­ся со­вер­шен­но недостаточными стимулами для глу­бо­ко­го реформирования экономик Киргизии и Таджикистана. Одними лишь техническими регламентами и таможенными барьерами мы не смо­жем запустить механизм той же реиндустриализации или подъема сель­ско­го хо­зяй­ства. Бо­лее то­го, для решения этой задачи недостаточными яв­ля­ют­ся и механизмы са­мо­го ЕА­ЭС. Воп­рос реиндустриализации и Киргизии, и Таджикистана край­не ва­жен. Без его решения бу­дет очень слож­но говорить о взаимной дополняемости экономик внутри ЕАС. По­это­му сей­час очень важ­но не совершить ошибок и по ме­ре выполнения до­рож­ной кар­ты, раз она уже принята, вы­ра­бо­тать дополнительные механизмы интеграции Кыр­гыз­ста­на, обеспечивающие его вхождение в ЕА­ЭС и служащие эффективными инструментами реиндустриализации стра­ны и все­го региона.

 

Оригинальная публикация на сайте газеты "Звязда"