Китай расправляет плечи

пн, 12/29/2014 - 02:38
Китай расправляет плечи

Как сле­ду­ет из об­нов­лен­ной ба­зы макроэкономических прог­но­зов МВФ, китайская экономика к кон­цу го­да впер­вые обой­дет американскую. К кон­цу 2014 го­да ВВП Китая по паритету по­ку­па­тель­ной способности составит $17,6 трлн, в то вре­мя как ВВП США ока­жет­ся мень­ше — $17,4 трлн. Если экономике Под­не­бес­ной уда­стся стать боль­ше американской, то это бу­дет пер­вая сме­на мирового экономического лидера по­сле 1872 го­да, ког­да США перехватили лидерство у Британской империи.

На этом фо­не Китай на­чал реализовывать масш­таб­ный региональный интеграционный про­ект — экономический по­яс Великого шел­ко­во­го пути. Соответствующая инициатива, призванная углубить экономическую интеграцию Китая со странами Евразии, бы­ла оз­ву­че­на Пред­се­да­те­лем КНР Си Цзиньпином еще в сен­тяб­ре 2013 го­да.

Со­вер­шен­но логично, что в условиях, ког­да в мире формируются различные региональные группировки, Китай за­пус­ка­ет свой экономический про­ект, целью ко­то­ро­го яв­ля­ет­ся бо­лее глу­бо­кая интеграция экономики Китая с экономиками Цент­раль­ной, Юж­ной, Сред­ней Азии, а так­же Ев­ро­пы. Именно по­это­му китайские экс­пер­ты ста­вят про­ект экономического по­яса Великого шел­ко­во­го пути в один ряд с такими форматами продвинутой экономической интеграции, как Трансатлантическое тор­го­вое и инвестиционное сотрудничество и Транстихоокеанское парт­не­рство, ко­то­рые США пы­та­ют­ся продвигать сов­мест­но с ЕС, странами Азиатско-Тихоокеанского региона и Юж­ной Америки.

Сам экономический по­яс Великого шел­ко­во­го пути бу­дет иметь не­сколь­ко измерений, свя­зан­ных с развитием соответствующих типов инфраструктуры. Помимо уже хо­ро­шо известного су­хо­пут­но­го и мор­ско­го (создание но­вой транс­порт­но-логистической и мор­ской инфраструктуры), экономический по­яс Великого шел­ко­во­го пути так­же пред­по­ла­га­ет воз­душ­ное и се­те­вое измерения. Воз­душ­ный Великий шел­ко­вый путь бу­дет предс­тав­лять со­бой сеть авиахабов и но­вых авиамаршрутов из Китая в другие го­су­дар­ства, участвующие в про­ек­те создания экономического по­яса. Се­те­вое измерение призвано развивать информационно-телекоммуникационные технологии вдоль все­го экономического по­яса, вклю­чая прок­лад­ку оп­то­во­ло­кон­ных се­тей, а так­же активное использование потенциала элект­рон­ных тор­го­вых площадок типа Alіbaba.

Для реализации сов­мест­ных про­ек­тов в рам­ках экономического по­яса Великого шел­ко­во­го пути Китай не­да­в-
но учредил фонд Великого шел­ко­во­го пути ($40 млрд) и Азиатский банк инфраструктурных инвестиций ($100 млрд). И это толь­ко на­ча­ло. По ре­зуль­та­там саммита ШОС в Ду­шан­бе Китай так­же выделил многомиллиардные кредитные линии и предложил но­вые инвестиционные возможности стра­нам Цент­раль­ной Азии.

По­это­му со­вер­шен­но не­без­ос­но­ва­тель­но Ян Сиюй, исполнительный вице-президент Исследовательского института Бо­а­ос­ко­го азиатского фо­ру­ма, во вре­мя свое­го но­ябрь­ско­го выступления в Дубаи заявил, что под­об­ные интеграционные инициативы Китая бу­дут спо­соб­ство­вать трансформации существующего меж­ду­на­род­но­го по­ряд­ка. Если судить по масш­та­бам финансирования, то вряд ли кто-то се­год­ня мо­жет составить до­стой­ную конкуренцию китайским интеграционным про­ек­там.

Арсений Сивицкий
Оль­га Ку­лай

Источник: Звязда